fbpx

 

МУЛА-БАНДХА НАМ ПОМОЖЕТ!

 

Лекция Анатолия Зенченко

Вашему вниманию предлагается  расшифровка одной из лекций Анатолия Зенченко, состоявшихся на йога-маевке в Крыму.

 

Анатолий Зенченко: - Мула-бандха, уддияна-бандха и джалландхара-бандха – это узловые точки, точки координаторы. Мула-бандха отстраивает взаимодействие корпуса и ног. Подтягивая мула-бандху, мы вдруг понимаем, как они взаимодействуют – за счёт того, что мы создаём тонус внутренней единой мускулатуры. Есть такое понятие – мышцы второго и третьего эшелона. И когда мы подтягиваем бандхи, как бы погружаемся в тело изнутри и вдруг начинаем чувствовать, как тело работает на уровне связочного аппарата – связки, сухожилия – как они работают.

 

Уддияна-бандха отстраивает взаимодействие таза и грудной клетки – с уддияной мы получаем возможность правильно располагать таз относительно грудной клетки, что позволяет гармонично выстроить и положение позвоночника и внутренних органов. Это нам только кажется, что когда мы, например, делаем прогибы назад, то всё, что можно повредить, это позвоночник. Нет! Можно подзажимать почки – такое бывает, когда задняя часть диафрагмы зажата.

 

Джалландхара-бандха – шейный замок – это способ гармонично отстроить взаимодействие грудной клетки с руками и головой. Этот замок критически важен в тех асанах, где руки и голова используются как опора. Когда мы стоим на голове и на руках, когда грудная клетка должна быть жёстко зафиксирована, чётко отстроена, потому что от этого зависит положение таза и ног. Пример такой асаны – собака головой вниз. Вот где мы явно используем руки. И везде, где мы руками упираемся в пол, нужно, чтобы расстояние от уха до плеча было максимальным. Если мы поднимаем плечи к ушам, зажимаемся – тогда взаимодействие между руками и грудной клеткой нарушается. Ведь нам нужен рычаг, чтобы правильно развернуть грудную клетку.

 

Если мы оставим ноги и руки в покое и вернёмся только к туловищу, это тоже важно. Например, когда мы дышим пранаяму: ножки сложены, ручки лежат как-то, и основной инструмент, дающий цельность нашего тела, это наш позвоночник. Когда мы подтягиваем мула-бандху, мы уходим вниманием внутрь и активизируем мышечный корсет позвоночника в нижней его части. Уддияна-бандха – это способ привести в тонус среднюю часть позвоночника и джалландхара-бандха – грудной и шейный. Это на уровне опорно-двигательного аппарата. Но есть прямая связь этих трёх бандх на уровне внутренних органов. Вы никогда не замечали? – когда вы начинаете блевать, у вас идёт одновременное сокращение сфинктеров на уровне всех трёх бандх. Это нечто единое. И ощущение этого единства, этой вертикалина уровне трёх бандх даёт нам внутреннюю целостность, которая приводит к внешней расслабленности. Мы можем быть мягкими. Особенно, если положение тела статично.

 

Простой пример – детские качели. Досочка, положенная на упор. Они могут качаться только когда это досочка. Если она мягкая и повисает – никаких качелей у вас не получится, в каком бы месте упор вы ни поставили. Точно также с нашим телом. Только когда мы выстраиваем эту ось взаимодействия на уровне трёх бандх, вот тут вступают в силу законы геометрии, когда мы внутренне собрались в одно целое. И тогда мы можем чувствовать цельный рычаг тела. И выполняя бакасану, я чувствую эту внутреннюю собранность – я просто переношу вес тела вперёд и ловлю точку равновесия. Я не вывожу математические формулы, я просто чувствую тело целостным, собранным. Не мягким, а собранным.

 

Есть школы, где бандхам внимания почти не уделяется. Например, в школе Айенгара очень много внимания уделяется внешним отстройкам: «кожу туда, кожу сюда, угол стопы, угол ладони».. а бандхи не объясняют. Мне почему-то кажется, что это от того, что просто самому Айенгару, когда он учился, эти моменты не объясняли. Когда он учился, ему было-то лет 16, и ему говорили: «делай так-то». И если он не делал, его били палкой. Видать, метод хорошо сработал, потому что он хорошо научился делать асаны.

 

 

Реплика из зала:

 

- Почему на занятиях никак не затрагивается такая тема, как чакры? Хотя бы около того. Это неактуально?

 

 

 

- Давайте ещё раз уясним. Я просто опасаюсь за вашу психику. Есть Йога с большой буквы «Й». И есть йоги, которые умеют летать и растворяться в пространстве. Но если мы хотим с этим работать, нужно как минимум использовать не тело, а хотя бы тонкое тело, то есть энергию как инструмент развития сознания. Вот пранаямы – дыхательные техники – это уже способ использовать дыхание, то есть энергию как инструмент развития нашего сознания. Но пока мы используем только тело и говорим о йоге на уровне примитивного понимания ямы, ниямы, использования шаткарм, асан и простейших пранаям (а именно эти техники и составляют основу хатха-йоги), это значит мы используем только органическое, физическое тело как инструмент развития сознания. К большему мы не готовы пока. Те, кто готовы, те где-то как-то потихонечку начинают это делать.

 

Но по большому счёту всё эта романтика, люди начитались всяких книжек, им хочется выглядеть большим, сильным и умным, и они уже бросаются всякими умными словами, рассуждают про те же чакры. И у себя на занятиях такие мастера стараются за счёт этой романтики создать мотивацию для занимающихся, окружить свою практику неким потусторонним ореолом: «а сейчас давайте как подышим и подключимся к Марсу. Давайте-давайте! Подключайтесь активней!..» - ну это всё несерьёзно на таком примитивном уровне. Либо они сами идиоты, либо вас идиотами считают, если с вами вот так вот общаются. Тот, кто много говорит, как правило, глубоко об этом ничего не знают. А те кто знают, - те тихонечко делают и много не говорят.

 

Конечно же есть чакры. Но это актуально для тех, кто их ощущает. А так – получается, что я в роли кого-то, кто побывал на Севере и увидел снег. А потом приехал к папуасам, которые никогда этого снега не видели, и рассказывает им о том, что же такое снег. Так вот с чакрами точно также. Всё это есть. Но одно дело, когда сознание человека расширено до пределов восприятия тонкого тела и он может с этим работать и это чувствовать. И другое дело, когда мы не можем работать даже с таким реальным предметом, как наша попа – мы не можем оторвать её от пола. Ну какие чакры в таком случае? И оттого, что мы о них порассуждаем и будем об этом знать, наша попа от пола всё равно не оторвётся, до тех пор, пока мы не проработаем как следует своё тело на уровне асан, на уровне бандх…

 

Я допускаю, что некоторым людям все эти рассуждения, наверное, нужны как способ самореализации: «вот я занимаюсь йогой, я такой особенный, у меня чакры есть, а у них нету. Или они у них есть, но они о них не знают»…

 

Во времена Советского Союза (я не знаю, как они сумели это пробить тогда) группе энтузиастов удалось организовать Харьковскую Академию Йоги. В начале 90-х этим заправлял Стеценко. И вот там было очень много теоретической информации. Они там учили какие-то расы, лемурийцы… - обо всём этом они рассказывали. Этим занимались бабушки, которые претендовали на роль целительниц, они там все друг друга лечили и присваивали друг другу ордена – «Магистр такой-то планеты»… Но это всё равносильно тому, что вот сейчас я начну рассказывать вам о каких-то зелёных человечках. И мы договоримся, что это составит основу нашего мировосприятия. И мы с вами о них будем знать, а все остальные пусть не знают, мы – такие крутые и правильные, а все остальные – непонятно кто. Но это всё неправильно! Я понимаю, что мы историю человечества совершенно не знаем. История человечества гораздо больше, чем пять тысяч лет. Но мы и эти-то пять тысяч лет и не знаем, и уже перевертели тридцать пять раз. Какие атланты, какие лемурийцы?! Я понимаю, что, например, в Индии – есть «Махабхарата», есть «Рамаяна», есть какие-то такие тексты, которые дают описание их истории в метафорической форме. У нас даже этого нет. И поэтому я считаю, что это всё спекуляции на тему. Вот есть люди, которые называют себя «видящими». Но и даже они не могут договориться о том, что же они видят. Кто-то видит в цвете, кто-то в ч/б, у кого-то сквозное видение… И очень много разных систем координат – что в этом видении что означает, и часто начинают спорит. И если человек невидящий, то от того, что кто-то что-то там ему расскажет, будет ни холодно, ни жарко. Я несколько раз был в Индии свидетелем того, когда люди видящие и знающие очень часто молчат и улыбаются и дают советы и пояснения понятные людям, на их уровне сознания. Они не начинают говорить о космических кораблях, которые бороздят просторы Вселенной, «вот здесь у тебя прана, вот здесь апана» … Мы же все начитались умных книжек, все знаем, что нужно объединять прану с апаной. Но я рассказываю вам, как это происходит на уровне физиологии: когда прана поднимается до уровня апаны, это выражается в том, что пульс исчезает, сердцебиение прекращается. Это простой критерий, физический, того, что человек владеет энергией внутри. От того, что вы знаете, что у вас есть где-то прана и апана, и что нужно их объединять, у вас что – остановится пульс и сердце перестанет биться? У меня нет интереса рассказывать вам здесь сказки. Тем более, что на нынешнем уровне своего развития я пока не могу продемонстрировать вам объединение апаны с праной. Я знаю людей, которые могут это делать, но они не склонны рассказывать сказки. Просто если их очень достают, они могут показать остановку пульса и сердца и могут дать несложные понятные техники, которые помогут это сделать. Но рассуждать об этом – это спекуляции на тему… А так – что толку, что человек знает, что у него есть чакры, если он никак не может этим воспользоваться? Я конечно могу рассказать вам, какие есть у всех нас чакры и какого они цвета…

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Ну я понял, нам это неактуально.

 

 

 

- Так вот, я хочу, чтобы вы понимали: я не рассказываю о чакрах не потому, что я такой вот недоинструктор! Я пытаюсь лишь сделать так, чтобы у вас было правильное понимание. А вдруг вы услышите, что там какой-то инструктор Вася рассказывает об этом очень много. Есть такое – например, «йога тонких тел». И вот к нему приходит человек на занятия и говорит: «вот я чувствую, тут вот у меня лярва, и она тянет из меня энергию» и инструктор Вася говорит: «вот сейчас мы сделаем вот эту асану, подключимся, там, допустим, к Марсу, и тебе станет легче». Не встречали таких инструкторов?..

 

Реплика из зала:

 

- Встречали, встречали!

 

 

 

- Так вот, они, эти инструкторы слишком много рассуждают о тонких телах, и они сами живут в этом бреде и создают вокруг себя такую нездоровую атмосферу, и у них есть последователи, которые тоже делают что-то вот такое вот. Но потом, когда я смотрю, как эти же самые инструктора, которые рассуждают о тонких телах и чакрах, потом совершенно неумело стоят в собаке мордой вниз, я понимаю, что так не бывает. Ну не может быть такого, чтобы человек не мог оторвать попу от пола, и при этом же самом он рассказывает кому-то о чём-то нематериальном. И я считаю, что я не имею права – ни морального, ни физического – рассказывать вам об объединении, допустим, праны с апаной, если при этом я не могу продемонстрировать это наглядно.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Как приходит это понимание – правильным мы путём идём или нет? Должен же быть свет в конце тоннеля. Ради чего всё это делается? Вот встал человек на этот Путь, и он идёт. Но какой-то маршрут движения где-то есть? Человек должен пройти этот маршрут до конца, до высших ступеней йоги, то сё, пятое десятое… Или в любой момент он волен выбрать – остановиться ему или вообще свернуть ему с этого пути?

 

 

 

- Он волен. Он волен вообще ничего такого не начинать. И это – выбор большинства. Давайте я ещё раз повторюсь. Есть целостный метод. Я думаю, что в рамках йоги их несколько, он не может быть один. И думаю, в рамках каких-то там ещё систем какие-то целостные методы есть. Но они настолько сложны для понимания обычного человека!..

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Но любой йогин был когда-то обычным человеком. Он родился, его прикладывали к груди, он ходил в школу (по крайней мере в начальную)…

 

 

 

- Давайте определимся, что значит термин «обычный человек». В моём понимании это тот, кто не занят своим развитием. И не более чем. Необычный человек – это тот, кто регулярно что-то делает в эту сторону. При этом не факт, что его попытки делать что-то для своего развития действительно послужили на пользу его развитию. Он необычен только тем, что он пытается что-то делать. И говоря «необычные люди» - я не имею в виду, что мы с вами избранные, нет! Я имею в виду только то, что необычные люди регулярно прикладывают усилия для собственного развития. И ещё раз напомню вам (в 325-й раз): на данный момент у нас с вами в руках есть эффективный метод развития. Это не целостный метод – это только его часть, но безумно эффективная. Это способ работы с телом и начальные дыхательные упражнения. И у большинства обычных людей есть достаточно мотиваций для того, чтобы всем этим заниматься – здоровье там, ещё что-то. Но уже и этого достаточно, чтобы продолжать этим заниматься. И большинство людей это делает. И когда в процессе развития понимание себя, понимание мира меняется и человеку становится необходимо нечто большее, он начинает искать. И находит. Я понимаю, что человеку нужны какие-то вдохновляющие персонажи, моменты, истории… так вот, в индийской культуре это Махабхарата и Рамаяна. В нашей культуре эти вдохновляющие моменты и личности менялись. Вначале это был Иисус Христос, потом это был Павлик Морозов, потом ещё кто-то. И если вам интересно, то почитайте сами эти тексты. Но имейте в виду, что они завязаны на индийскую культуру и они понятны для того, кто находится внутри этой культуры. Или по крайней мере надо читать с толковыми и понятными комментариями того, кто находится внутри.

 

 

Реплика из зала:

 

- Я пытался читать «Бхагавадгиту» - больше, чем на несколько десятков страниц меня не хватило. Такая пурга!

 

 

 

- Вот! Вот поэтому я вам про чакры ничего и не рассказываю. Зачем вам ещё одна пурга? В любом профессиональном сообществе есть свой профессиональный сленг. У автогонщиков, математиков, рыболовов-любителей. В йоге он есть тоже. Но если ты настроен заниматься серьёзно, ты всё-таки будешь читать сноски и листать словарь, чтобы познакомиться с этим полнее.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Так «Бхагавадгита» - это и не учебник по йоге, это ж эпос!

 

 

 

- Вот именно! И я бы не хотел оказаться сейчас в роли такого оправдывающегося, ведь эту книжку не я писал. Но одно дело, когда книгу писал современный человек, живущий в современном мире, и у него была задача для современных людей описать нечто. И он это описал. Другое дело – когда книга была написана очень много лет тому назад, и она состояла из терминов. И для людей того времени это была инструкция, такая методичка на понятном для них языке – что и как делать.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- … (не слышно, что-то о перекосах в теле)

 

 

 

- Вот когда вы задаёте такие вопросы, вы, пожалуйста, понимайте, что всё, что я скажу после этого, - не более, чем моё субъективное мнение. Оно сложилось из моего личного опыта и опыта людей, которые меня окружали. Оно не может быть объективным и претендовать на истину в последней инстанции. Так вот. Моё мнение: то, что у нас существуют какие-то перекосы в теле, определяется тем, что мы по жизни выбрали какие-то привычное положение. Мы вот так вот лежали на диване (потому что так было удобнее), вот так вот сидели за партой (тоже потому что удобнее) – и всё это годами, десятилетиями складывалось. И для тела это перекошенное положение стало естественным и правильным. А вот когда мы находимся в ситуации неестественных нагрузок, этот перекос всплывает и мы начинаем ощущать его, как нечто неправильное. И когда мы приходим к мануальному терапевту, он нам всё вправляет на место, но для тела это уже неестественное положение. И в ходе дальнейшей жизни тело постепенно всё возвращает на место – в то положение, которое не является правильным с точки зрения анатомии, но является для него привычным. И если мы говорим, что чего-то куда-то заскочило и его нужно поставить на место, и вы сами не можете это сделать – наверное стоит пойти и сделать это. Раз уж вы терпите ужасную боль, и уже готовы заплатить любые деньги и пойти к кому угодно, лишь бы вам всё вправили на место. Временно это помогает. Но только временно. Но по большому счёту это иллюзия – что за вас кто-то может решить ваши проблемы. Вы можете решить их только сами. И ещё один момент. Хороших костоправов очень мало. Но даже хорошие мануальщики могут вам помочь ненадолго. Если вы сами собой не занимаетесь, то экстренная ситуация опять наступит в вашей жизни. Потом. Я, например, не доверяю каким-то там мануальным терапевтам и стараюсь к ним в руки не попадать. И даже бывает, что они предлагают – «давай я тебя посмотрю», но я отказываюсь – «не надо трогать мой позвоночник». Я понимаю, что мои проблемы за меня никто не решит. И к тому же, я неблагодарный клиент для мануальщиков. На меня их приёмы уже не действуют, и все их вот эти обычные для костоправов моменты ротации – для меня это всего лишь недоасана. То есть я сам могу проработать себя гораздо глубже.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Но в начале были же у вас наверное какие-то травмы?

 

 

 

- Да, были травмы в начале пути, потому что я зарабатывал тем, что был артистом оригинального жанра. Там нужно было под определённую музыку показывать определённую программу. И никто не спрашивал: разогрелся – не разогрелся, втёк – не втёк, раскрыл – не раскрыл. Я просто выходил и делал. И конечно, травмы были. Но не в йоге (в йоге я потом эти травмы восстанавливал). И я помню, что как-то меня это достало, и я пришёл к какому-то мануальщику (очень хороший мануальщик, в то время очень известный в Киеве, многие йоги тогда у него починялись) и говорю: «вот здесь и здесь поставь на место, пожалуйста». Он в одном месте поставил – говорит: «всё поставлено». Но я же чувствую, что ещё не всё на месте стоит, и говорю ему: «вот здесь вот ещё не стоит» - он посмотрел: «да всё стоит!» Но я же чувствую! Но толку-то от того, что я чувствую? Здесь он мне уже ничем помочь не может. Я конечно сказал спасибо, и ушёл. И потом сам, йогой, какими-то асанами туда добирался. И сейчас я могу прохрустнуть там, где ни один мануальщик меня не прохрустнет. И я это делаю сам, в определённых асанах, я знаю где мне нужно сделать, как мне это нужно сделать, какие бандхи подтянуть и куда упереться. И я потихонечку свои зажимчики убираю. Я понимаю, что это работа по чуть-чуть, я делаю это сам, я всё это ставлю на место, я всё это фиксирую мышечным корсетом и делаю это постоянно… Но если вас уже припекло, то наверное, мануальщик – это актуальною. Но выбирайте, пожалуйста, очень внимательно всех этих костоправов. Просто была ситуация – у человека где-то там на йоге то ли крепотура у него была, то ли ещё что-то и он с дуру пошёл к какому-то местному мануальщику. И ему там что-то сделали – и явно пережали лимфоток. У человека голова начала опухать. Он покрылся каким-то пузырями, прыщами. Потом оно как-то встало на место. Но очень должно он был неадекватным, с опухшей головой.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Ещё, пожалуйста, скажи про асимметрию. Понятно, как она возникает, и понятно, что с помощью асан мы можем как-то от неё начать избавляться. Но вот как вести себя в быту? Действительно, есть уже привычные асимметричные позы, и волей-неволей ты их всё время принимаешь. Как-то нужно себя постоянно контролировать, отслеживать эту асимметрию?

 

 

 

- Конечно нужно! У меня у самого в жизни очень долго была ситуация, что я постоянно лежал вот так – на правом боку, руку под голову. Просто так стоял диван, и так было удобнее смотреть телевизор. Если бы я хотя бы менял положение время от времени – лежал бы то на правом боку, то на левом, то всё бы ничего. А потом – я же ещё в школе очень долго за партой сидел в определённом месте тоже вот так (показывает – смещается вправо, рука на локте, щекой опирается на правую ладонь). Из-за этого у меня в теле тоже есть мои перекосы. Что я с этим делаю? Когда я сижу, я стараюсь больше веса отдавать на левую ягодицу; когда я лежу (хотя мне это до сих пор не очень удобно) – я лежу на левом боку, а когда пытаюсь опираться, тоже стараюсь нагружать больше левую сторону. Но это в обычной жизни. А в йоге я это великолепно ощущаю во всех асанах. И какие бы асаны я ни делал, я делаю акцент на работу со своими слабыми местами – вот я с левой стороной работаю гораздо больше, чем с правой. Потому что когда я пытаюсь уйти в асану – допустим мост: вот она правая-левая нога, вот правое-левое крыло таза, вот правая-левая сторона грудной клетки, правая-левая рука…. – и я понимаю, что правая сторона в этой асане может идти свободно, а для левой в предельных моментах это уже сложно. И если бы я добирал правой стороной, я бы усугубил свой перекос, и мост мой выглядел бы боком. Поэтому я делаю всё настолько, насколько позволяет мне моя слабая сторона – вот мой способ исправить перекос и усилить слабую сторону. То же касается всего. Вам нужно делать акцент в практике на то, что у вас не получается/, на то, чего вы не чувствуете. Нужно делать акцент на слабые стороны, чтобы усилить прежде всего их, а не использовать сильные по максимуму.

 

Состояние ха-тха йоги – это когда мы напряжённые и расслабленные части тела приводим в состояние равновесия. Перенапряжённые мы расслабляем, атрофированные мы приводим в рабочее состояние. Атрофированных мышц у нас в теле очень много – в связи с неправильным образом жизни. Обычный человек – совершенно обычный! – раньше ходил гораздо больше. Активность тела была другая. Это сейчас мы ходим от кровати до унитаза, от кухонного стола до кровати, от кухонного стола до лифта, от лифта до автомобиля, от автомобиля до рабочего стола три шага – всё! И мы хотим, чтобы тело при таком образе жизни как инструмент работало нормально? Так не бывает! Давайте тогда вообще посадим человека в клетку и не дадим двигаться. Каким он вырастет? А потом предложим ему пробежать 10 километров. Он погибнет при этом. Также и мы. Мы практически не двигаемся, мы сидим в каком-то одном положении, удобном для нас и при этом хотим, стараемся в него же всегда попасть и в нём же всегда быть.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Прохрустывания в суставах, в позвоночнике – это хорошо или плохо? Надо специально прохрустывать или не надо?

 

 

 

- Прохрустывание вот такое? (показывает – прохрустывает в грудном отделе). Это нормально. У обычного человека ничего не хрустит только потому, что они не способны это прохрустнуть. У него там всё настолько фиксировано в одном положении и они сами не могут его менять, что им нужно заплатить пять копеек, прийти к мануальному терапевту и он всё равно их прохрустнет. При этом не факт что от этого им станет лучше. Тело всё равно придёт в привычное состояние. Затем постепенно в результате каких-то практик мы приходим к состоянию достаточному для того, чтобы самим себя прохрустнуть. Это ненормально только тогда, когда вот я один раз прохрустнул, а вот я ещё раз усилие приложу – и оно опять хрустнет. Один раз хрустнуло и встало на место – это нормально. Но если я раз хрустнул, а потом тут же другой раз – хрусь! А потом тут же снова – хрусь! хрусь! туда-обратно – это ненормально.

 

То, что в принципе суставы хрустят, - это естественно. Особенно, если сустав находился в каком-то одном положении достаточно долго, определённые связочки напряжены, определённые – расслабленны, и он естественным образом смещается со своего места – а после этого вы встаёте и задаёте какое-то движение с максимальной амплитудой, то это нормально, что после этого он прохрустывает. Раз! – встал на место, один раз хрустнул и больше не хрустит. Но если это хрусь-хрусь-хрусь-хрусь – это уже неправильно, неестественно, это патология.

 

Но в идеале – это ситуация, когда человек в любом положениитела в пространстве 24 часа в сутки гармоничен настолько, что нет нигде в теле перенапряжённых и перерасслабленных мест – то он будет настолько гармоничен, что он не будет хрустеть. Но внешние признаки одни и те же: один не хрустит, потому что он настолько зажат, что он даже не может задать своему телу естественную подвижность; а другой не хрустит потому, что он настолько гармоничен и идеален, что ничего не хрустит. Мы с вами где-то посередине.

 

Что вас ещё волнует?

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Дыхание. Когда я удерживаю бандхи, тяжело дышать.

 

 

 

- Иногда, когда я говорю «подтянули мула-бандху, уддияна-бандху и джалландхара-бандху», люди говорят: «а дышать как?» Это происходит потому, что иногда вместе с мула-бандхой вы подтягиваете низ спины, ягодицы, мышцы бёдер… И получается такое сильное напряжение, что ничего уже не двигается, и действительно, дышать-то тут уже и никак! А когда я говорю: «подтянули уддияна-бандху», я имею в виду «слегка подтянули пупок к позвоночнику». Не прижали его (как в полой уддияне), а диафрагму оставили свободной. У вас же если уддияна, то - «ы!», и всё! Не дышится!

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Вот да! А уж если джалландхара – то тут вообще!

 

 

 

- Так вот это просто потому, что первое: снаружи мы расслабленны. И то, что мы подтягиваем, мы делаем это внутри. Не усиливая наружное напряжение, а наоборот: за счёт приобретения внутренних опорных точек, мы можем позволить себе снаружи ещё больше расслабиться. При этом я иногда уделяю дополнительное внимание объяснению работы диафрагмы. Я считаю, что это ещё одни ворота, ещё одна мембрана совершенно естественная, ещё один замок, бандха в нашем теле, который регулирует работу. Поэтому я вам специально на фоне того, что пупок подтянут, объясняю, как же там раскрыть диафрагму и рёбра везде так ,чтобы она была свободна.

 

Это ещё один момент: мы должны научиться подтягивать только то, что нужно подтягивать, не закрепощая всё остальное.Правильно отстроенная джалландхара-бандха – это правильно расположенный плечевой сустав. Он не напрягает руку никак – она мягкая, но при этом является рычагом для грудной клетки. Неправильно расположенная рука может быть и мягкой, и напряжённой – она уже ничем не является и с грудной клеткой никак не взаимодействует.

 

Точно также и здесь: мы подтягиваем пупок к позвоночнику, приобретая внутреннюю целостность, но ни в коем случае не зажимая диафрагму. Можете даже сделать наоборот: вначале вы раскрыли диафрагму, а потом подтянули пупок, оставляя диафрагму раскрытой.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- С какого действия мы начинаем капалабхати?

 

 

 

- С подтягивания бандхи.

 

- а во время вот этих дыхательных действий они расслабляются?

 

- они постоянно работают. На выдохе они собираются, на вдохе отпускаются – они живые.

 

 

 

Реплика из зала:

 

- Иногда живот немного вываливается на вдохе во время бхастрики…

 

 

 

- если немного – не страшно. Будет такое ощущение – раз мы раскрылись – грудная клетка немного поднимается, а диафрагма опускается. При этом, подтягивается пупок. И чем больше мы подтягиваем пупок, тем больше возможности мы имеем отстроить работу диафрагмы. Но зажимать диафрагму не нужно.

Неверный Ввод

Введите номер телефона

Пожалуйста, введите корректный адрес электронной почты

Неверный Ввод

Запись на участие в семинарах/йога-турах:
Ишвара йога-центр

Украина, г. Киев
метро Минская
Smart Hub Obolon ул. Левка Лукьяненка, 21/2 (бывшая Маршала Тимошенка)
+38 (067) 859 35 53 /
reception@yoga.kiev.ua

Бесплатное
занятие