Logo up 1

Logo up 2

Logo up 3

Logo up 4

Logo up 5

Таблетки для похудения эффективные. Эффективные зеленые таблетки для похудения. Таблетки для похудения отзывы цена. Сердечная недостаточность симптомы. Бывает ли острое сердечное недостаточность. Острая сердечная недостаточность причины. Народное лечение гипертонии. Лучшие методы лечения гипертонии. Артериальная гипертония лечение. Методы лечения алкогольной зависимости. Лечение алкогольной зависимости в домашних условиях. Быстрое лечение алкогольной зависимости отзывы. Мужское бесплодие причины. Важные бесплодие причины лечение. Психологические причины бесплодия. Ринопластика до и после. Сколько стоит ринопластика в россии. Рнопластика кончика носа. Сделать пластическую операцию. Где сделать пластическая операция лица. Сколько стоит пластическая операция. Лечение артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия рекомендации от доктора. Артериальная гипертензия степени риска.

Неверный Ввод
Неверный Ввод
Неверный Ввод

Неверный Ввод

 

Екатерина Крушинская, Екатеринбург (Россия)

ЙОГА-МАЁВКА В КРЫМУ

В один из самых сложных периодов моей тридцатидвухлетней жизни обстоятельства вытолкнули меня в Крым на недельный йога-семинар Анатолия Зенченко, для большего, вероятно, задора названный организаторами «йога-маёвкой». Как раз в тот момент, когда количество моих собственных неправильных мыслей, действий и неадекватных состояний достигло критической точки, и накопленная за всю жизнь чаша грозила опрокинуться и придавить меня под собой, - мне опять повезло. Именно у Зенченко я, наконец, получила в руки эффективный инструмент, позволяющий без лишних заигрываний и романтизма разделаться с собственной дурью.

 

Работая с телом и дыханием, оставив за скобками напыщенные рассуждения о тонких телах и космических энергиях, я неожиданно отметила, как вслед за физикой подтягивается и «лирика» - внезапно приходит осознание простых вещей и тех своих ошибок и заблуждений, от которых я старалась избавиться много лет путём психологии и умствований.

Плюс – само нахождение в йога-потоке в течение недели, общение с единомышленниками, пять часов ежедневной практики, лекции Толика о сути йоги и задушевные разговоры с новыми друзьями о смысле жизни – всё это, как выяснилось, колоссально «вправляет мозги».

 

Сравни картинки – найди 10 отличий

 

Несправедливо, однако, наотмашь перечёркивать все мои предыдущие попытки двигаться по Пути – если брать по большому счёту, то с йогой я познакомилась более 15-ти лет назад, ещё учась в школе. Мне тогда попалась в руки задрипанная самиздатовская книжка с простейшим комплексом из сарвангасаны, халасаны и шавасаны. С тех пор я совершала несколько попыток взобраться на эту гору с разных сторон (йога долгое время представлялась мне именно неприступной горой, а процесс её освоения – отчаянным штурмом). Интенсивность моих занятий то нарастала, то снижалась, я пробовала примкнуть к разным группам и йога-центрам, всё искала «своего» учителя и наконец в последние два года пришла к регулярной ежеутренней домашней практике, так сказать, для поддержания здоровья.

 

Однако, только сейчас мне стало ясно, что прежде я заходила в йогу не с той стороны: скрипя зубами от напряжения, я штурмовала как раз таки не физкультурный её аспект, а метафизический. Отчаянно пыхтя, я искала у себя «чакры», прислушивалась к «состоянию здоровья тонких тел» и силилась ощутить в теле поток праны с апаной. Встречавшиеся на моём пути учителя как нельзя лучше способствовали такому подходу, а я сама лишь подстёгивала такой практикой своё эго и чувство собственной исключительности.

 

 

 

И вдруг – такой простой и бесхитростный Зенченко, который говорит о косых и портняжных мышцах, использует незнакомый термин «крепотура» и постоянно шутит по поводу мула-бандхи. В один из первых же дней я его спросила: «Толик, ну почему ты не показываешь нам мудры, ведь с ними асана выглядит такой красивой?» Мы шли по берегу моря, он смеясь, пинал ногой песок и отвечал мне: «какой смысл в резных наличниках на окна, если мы с вами ещё даже не заложили фундамент в основание здания? Можно сколько угодно заниматься украшательством, но от этого вы не станете лучше работать с асаной». Меня такой ответ просто обескуражил – все учителя, с которыми я встречалась до этого, считали мудры едва ли не основным атрибутом практики, а тут – такое поверхностное отношение.

 

Впрочем, в процессе семинара я поняла, что отношение-то у него как раз не поверхностное, а наоборот. На одном из занятий кто-то из группы задал ему вопрос про чакры – мол, почему мы не уделяем им внимания и вообще мало говорим о нематериальной составляющей йоги? И опять-таки, смеясь, Толик отшутился в том духе, что рассказывать нам сейчас о чакрах равносильно тому, что говорить о летающих тарелках и зелёных человечках, которых мы никогда не видели:

 

«По большому счёту всё эта романтика, - сказал Толик. – Люди начитались всяких книжек, им хочется выглядеть большими, сильными и умными, и они бросаются умными словами. У себя на занятиях такие мастера стараются за счёт этой романтики создать мотивацию для занимающихся, окружить свою практику неким потусторонним ореолом: «а сейчас давайте-ка интенсивно подышим и подключимся к Марсу. Давайте-давайте! Подключайтесь активней!..» - ну это всё несерьёзно на таком примитивном уровне… Конечно же, есть чакры. Но это актуально для тех, кто их ощущает. Одно дело, когда сознание человека расширено до пределов восприятия тонкого тела, и он может с этим работать и это чувствовать. И другое дело, когда мы не можем работать даже с таким реальным предметом, как наша попа – мы не можем оторвать её от пола. Ну какие чакры в таком случае? Оттого, что мы о них порассуждаем, наша попа от пола всё равно не оторвётся до тех пор, пока мы не проработаем как следует своё тело на уровне асан, на уровне бандх… Я допускаю, что некоторым людям все эти рассуждения, наверное, нужны как способ самореализации: «вот я занимаюсь йогой, я такой особенный, у меня чакры есть, а у них нету»…»

 

 

 

От физики – к лирике

 

Итак, вот что я поняла. Первая чакра не зря находится в основании позвоночника и называется первой – именно с неё начинается движение энергии. Мы движемся от телесного – к нематериальному, от физкультуры – к осознанной физкультуре, потом – к дыхательным практикам и уж затем добираемся до медитаций и других форм работы с сознанием. Но, начиная с физического уровня, мы не тратим время на стоны и саможаление – работать, так работать!

 

Иногда в процессе занятий, ближе к концу, некоторые бойцы из нашей группы (и я – в их числе) бессильно валились на коврик со стоном: «Толик, ну сколько можно? Мы устали, мы хотим в столовую, дай нам шавасану…» Но Зенченко в такие моменты непреклонен: «Стоим! Держим! Я не давал команду ложиться!»

 

Домохозяйка с трёхлетним стажем, привыкшая к нежному обращению, избалованная романтически-расслабленной йогой, я взмолилась в один из моментов: «Толя, но это просто анти-ахимса какая-то! Разве такой силовой подход не противоречит основному принципу йоги – «ненасилию»?!»

 

И снова он отвечал, смеясь:

 

«Нет, не противоречит! Это я ещё стал гораздо более мягким с годами! Но если серьёзно – человек не может стоять на месте. Вы либо развиваетесь, либо деградируете. А рассуждения о том, что можно заниматься чем-то время от времени, в расслабленном режиме и только для поддержания формы – это всё спекуляции. После таких вот занятий «по поддержанию формы» я уверен, человек не сделает и половины из того, что он делал, когда занимался усердно и регулярно. В йоге очень важно усердие. И я обращаюсь с вами как с усердными учениками. И потом – я достаточно уделяю внимания вопросам травмобезопасности, в ходе занятий предусмотрены компенсации, чтобы ничего нигде не болело на следующий день».

 

Кстати, именно это удивляло меня больше всего в первые дни – под вечер у меня дрожали руки и ноги, и мне казалось, что после таких интенсивных тренировок я уж точно буду лежать пластом несколько дней. Но наутро – нигде ничего!

 

 

 

Йоги в тумане

 

Усердию в практике способствовала и суровая погода. Крым встретил нас неприветливо. На первые числа мая пришлась промозглая погода, и солнышко проглядывало редко. Природа успела за эти дни показаться нам во всей своей красе: в первые два дня моросил ледяной дождик, а когда он закончился, подул резкий ветер, сдувавший коврики (во время занятий их приходилось прижимать к земле посторонними предметами). Солнце успело погреть йогов совсем недолго, изредка проглядывая сквозь облака (этого, однако, хватило – у меня успел обгореть нос). А последняя тренировка вообще была какой-то потусторонней (хоть Толик и не любит без нужды использовать такие слова)…

 

Утром 7 мая мы расположились на футбольном поле неподалёку от пансионата – за неделю местные жители, наверное, уже успели привыкнуть к тому, что каждое утро в 8 часов 40 йогов рассаживаются полукругом на своих ковриках и начинают заворачиваться в причудливые позы. Хотя первое время зеваки показывали пальцами, свистели, улюлюкали и даже фотографировали с интересных ракурсов девушек, стоящих в собаке мордой вниз. А на одной из вечерних тренировок йогов бомбардировали мячом разминавшиеся рядом футболисты. Но настоящим йогам всё нипочём – практика прежде всего!

 

Итак, в последнее наше крымское утро, точнее, в первые полчаса утренней тренировки, нас припекало чудное солнышко, мы спокойно беседовали о бандхах, задержках дыхания и прочих практических тонкостях. Однако, под конец нашей предварительной часовой беседы небо начало опускаться на землю – сначала лохматые облака зацепились за верхушки ближайших гор, затем спустились по склонам и наконец плотное облако совсем закутало йогов. Едва различимые в тумане, йоги ёжились и зябко кутались в пледы (их мы предусмотрительно захватывали с собой с первого же дня занятий – очень уж непредсказуемой была погода). Кто-то пошутил – «йожики в тумане!»…

 

Удивляясь вместе с нами этому чуду природы, любуясь парящими в воздухе мельчайшими капельками воды, Толик, тем не менее, не забывал возвращать наше внимание к внутреннему и напоминать нам о том, как важно быть собранным. В прямом и переносном смысле этого слова:

 

«Мула-бандха, уддияна-бандха и джалландхара-бандха – это узловые точки, точки координаторы. Когда мы подтягиваем бандхи, как бы погружаемся в тело изнутри и вдруг начинаем чувствовать, как оно работает на уровне связочного аппарата. Мула-бандха отстраивает взаимодействие корпуса и ног. С уддияна-бандхой мы получаем возможность правильно располагать таз относительно грудной клетки, что позволяет гармонично выстроить и положение позвоночника и внутренних органов. Джалландхара-бандха – шейный замок – это способ гармонично отстроить взаимодействие грудной клетки с руками и головой. Этот замок критически важен в тех асанах, где руки и голова используются как опора. Если мы оставим ноги и руки в покое и вернёмся только к туловищу, это важно, например, когда мы дышим пранаяму: основной инструмент, дающий цельность нашего тела, это позвоночник. Все три бандхи – это нечто единое. И ощущение этого единства, этой вертикали даёт нам внутреннюю целостность, которая приводит к внешней расслабленности. Мы можем быть мягкими. Особенно, если положение тела статично».

 

 

 

Когда я слушаю Толика, у меня складывается впечатление, что передо мной учитель физики и геометрии в одном лице. Его объяснения просты и понятны, они лишены ненужно лиричности – всё начинается с усердной работы с телом. Подтянув бандхи, отстроив позвоночник, мы приступаем к практике. Мы сосредотачиваемся на ощущении внутренней целостности, оставаясь спокойными и уравновешенными в любой асане… Постепенно это чувство уравновешенности и спокойствия разливается дальше, переставая быть только телесным ощущением – а становясь уже неотъемлемым свойством сознания: сосредоточенного и вместе с тем расслабленного.

 

 

Точка невозврата

 

На обратной дороге к поезду в Симферополь мне опять повезло – я оказалась в одной машине с Толиком и, конечно, не упустила возможности задать учителю ещё несколько самых важных для меня вопросов.:

 

- Как я поняла из твоих реплик по ходу занятий, в какой-то момент, как ты считаешь, количество переходит в качество, и йога начинает способствовать боле утончённому продвижению, чем физическая работа, туловищем, да?

 

- Да.

 

- На этом пути есть ли какие-то точки невозврата, когда ты можешь прервать практику, сказав: «всё, хватит, я наигрался и пойду тягать железо в тренажёрном зале так сказать для поддержания формы»…

 

- Человек вправе делать всё, что угодно, и даже спустить свою жизнь в унитаз. Но наверное точка невозврата – это та точка, когда он пришёл в йогу и начал что-то делать. Потому что после этого всё, чем бы он ни занимался, он всё равно будет развиваться. Это точка невозврата в том плане, что так или иначе ты будешь что-то делать.

 

- Ты ещё говорил, что мы либо развиваемся, либо деградируем. В таком случае, с каждым днём человек должен всё более старательно развиваться?

 

- Как умеет, да. Это всё условно, субъективно – «старательно - не старательно». Кто-то делает очень много, и при этом этого недостаточно, а кто-то делает чуть-чуть – и этого одного уже выше крыши для его развития. Всё субъективно.

 

- От чего это зависит? Кому-то достаточно каждое утро делать по 12 кругов Сурья Намаскр, чтобы жизнь его волшебным образом менялась, а кому-то необходимо для этого три часа ежедневной упорной практики….

 

- Наверное, от статуса. Все мы имеем две ручки, две ножки, но при этом мы все – личности с разным статусом.

 

- В смысле? Поясни? Не социальный же статус ты имеешь в виду.

 

- Нет, конечно не социальный. Я имею в виду, что все мы души с разным статусом. Есть такое понятие – «зрелость души». Вот это определяет всё. есть люди, которых никто никогда ничему не учил, но они при этом что-то знают, что-то умеют и это определяет их индивидуальность.

 

- Знают из прошлых жизней?

 

- Дальше это уже просто игра слов – из прошлых жизней, или там, что-то ещё. Не хотелось бы сейчас углубляться в эти идеи о прошлой жизни...

 

- Кстати, да! Я заметила, что ты вообще скептически относишься к этим, как ты говоришь, «нематериальным вещам». Например, этот твой материалистический пассаж про чакры на последнем занятии…

 

- Ты неправильно поняла. Я наоборот, слишком трепетно к этому отношусь, чтобы упоминать это всуе. Мне просто не нравится ситуация, когда люди, не зная, о чём они говорят, бросаются красивыми словами.

 

- Но если всё-таки возвращаться к разговору о чакрах, то я поняла, что на нашем уровне все такие рассуждения равносильны байкам про зелёных человечков.

 

- Это неактуально, конечно же.

 

- Это момент, который, как я понимаю, человек, занимаясь упорно практикой на физическом уровне, вдруг начинает это в себе понимать.

 

- Просто есть определённые практики, которые работают непосредственно с энергиями, где энергия используется как инструмент развития сознания.

 

- Как отследить этот момент, как понять, что ты уже готов к работе с энергиями?

 

- Тут не нужно ничего понимать – просто, когда тебе становится интересно, ты ищешь и ты находишь и начинаешь практиковать.

 

 

 

Итак, я приехала домой полная решимости усердно практиковать в ежедневном режиме (чем собственно я и занималась на протяжении нескольких лет). Теперь разница лишь в том, что понимаю: прежде это была лишь «игра в мудры» и отстройка внешних красивостей. Не сказать, что я сразу отказалась от мудр – но внешняя форма перестала быть для меня самоцелью. Пришло некое йогическое успокоение: всё идёт своим чередом, не нужно напрягаться, когда придёт – тогда придёт. Парадокс в том, что моя личная ежедневная практика стала намного интенсивнее: если раньше я валилась в шавасану без сил уже после шести кругов Сурья Намаскар, считая утренний комплекс законченным, то теперь после двенадцати кругов я в течение ещё примерно получаса осваиваю асаны с четвёртого диска последовательностей. И , как говорил Толик, «дышим и не забываем улыбаться!» - практика даётся легче. Наверное, потому, что мысленно я остаюсь расслабленной и не привязываюсь к результату.

 

 

 

История из жизни

 

В качестве постскриптума можно добавить, что изменения в моей внешней жизни начались сразу же, едва я успела вернуться с семинара. На следующий же день мне позвонила моя давняя знакомая (как выяснилось, теперь она – директор нового спортивного центра). Позвонила совсем по другому поводу, вовсе не зная о моих йога-достижениях последнего времени. Мы не виделись много месяцев, на есть что обсудить… Слово – за слово, о семье, детях, общих знакомых… Под конец разговора я поделилась с ней своим вдохновением от семинара Зенченко и намерением где-нибудь в отдалённом будущем заняться йогой профессионально - «Слушай, а мы как раз ищем инструктора по йоге, – ответила моя собеседница. - Не хочешь пойти к нам работать?».

 

Уезжая из Крыма, я лишь начинала робко задумываться о том, что неплохо было бы пройти у Толика ещё и обучающий курс для преподавателей, подумывая оставить журналистику и книгописательство в качестве приятных средств реализации. Теперь же, как я чувствую, вопрос с моим обучением у Зенченко, по всей видимости, можно считать решённым.

 

 Created by Voll

 

Design by BossFX